Когда стартап уже нормально функционирует, да даже если только начальная стадия развития проекта, рано или поздно может возникнуть необходимость провести оценку эффективности стартапа, а для этого необходимо будет ответить для себя на основной вопрос как рассчитать стоимость стартапа. Как проверить финансовую сторону молодой развивающейся компании, оценить целевую аудиторию и перспективы, поищем основные моменты и разберем эти вопросы на которые нужно будет ответить стартаперу.

С чего начать?


Начнем с того, что четких методов нет, но приблизительно можно вычленить критерии оценки стартапа по определенной методике, но для этого должен пытаться оценить именно эксперт по бизнесу, а не тот, кто курировал технологию запуска проекта. Т.е. уже понятно, что продукт работает или просто пользуется спросом, т.е. запущен в массы, тогда уже можно примерно оценивать рентабельность в целом проекта, и строение его в дальнейшем на перспективу. Назовем основные методы оценки стартапов.

Метод по затратам.


Допустим вы решили создать подобный проект и тоже его запустить, так вот оценивая перспективность и затраты, чтоб запустить аналогичный продукт, вы примеряете его оценочную стоимость на свой.
- зарплата специалистов, которые будут над проектом работать;
-оплата юридических формальностей, а также различное документирование( лицензии, патент, обход государственных кабинетов и пр.);
-оцениваем основные фонды и активы;
-есть ли инвесторы и сколько будет стоить выкуп долей или выплата дивидендов до определенной стадии развития;
-затраты на маркетинговые исследования, работа с третьими лицами по различным дополнительным техническим заданиям;
-рекламные акции, продвижение товара, стартапа по форумам конференциям, семинарам и пр.
Хорошим примером окупаемости проекта будет сравнение цены запуска Twitter или Vkontakte по сравнению с их реальной стоимостью на сегодняшний день. Этот метод эффективен по оценке эффективности трат средств на начальном этапе, но в нем нет учета стоимости интеллектуальной собственности, оценки идей и инициатив членов команд.

Метод беркуса.


О нем впервые заговорили еще в 2001 году и он состоит в том, чтоб оценка стартапа осуществлялась согласно определённых коэффициентов и на ранней стадии, согласно расчетов Дэйва Беркуса одного известного активного инвестора, из них как раз выделяют:
-основанный на привлекательности идеи, идет плюсом 20-40% к основной стоимости,
-коэффициент надбавки за качественно управление и продвижение +20-80%,
-качество и прогрессивность команды, совета управления от 10 до 40% можно добавлять к стоимости.
-также за уникальность идеи и быстроты внедрение продукт добавляется до 20% к стоимости.
- реализация бренда -до 40%.
Дэйв Беркус работал только с крупными стратапами. Поэтому и суммы плюсом у него выражались в миллионах долларов, которые добавлялись за следующие признаки качественного стратапа:
Идея, низкие технологические риски, работа команды(присутствие оной), работа стратегии продвижения, процесс начала продаж. Но такая оценка может быть подвергнута личной необъективности, поэтому может работать в совокупности с другими методами.

Метод суммирования различных рисков.


Оценка стартапа по этому методу является одним из самых широко применяемых, поскольку охватывает более широкий спектр различных категорий, которые могут повлиять на стоимость:
- риски менеджмента,
-риски ведения бизнеса( кризис на различных стадиях роста)
-законодательный и юридические риски(политические),
-риски продаж и продвижения,
-риск на производстве, риски с технологическими проблемами,
-построение репутации,
-особенности конкуренции,
-инвестиционные риски, связанные с досрочным выходом с стартапа с прибылью
- прочие (судебные, международные, по привлечению/оттоку капитала).

Также существуют и различные дополнительные методы по расчету прибыльности стартапа:
-Оценивается доходность клиента и стоимость клиента, оба метода зависят от аудитории с которой работает стартап. Например, можно стоимость клиента рассмотреть на примере операторов мобильной связи – при запуске проекта можно взять одну из известных компаний и рассчитать по клиентской базе, умножив количество клиентов на объем трат на одного человека и получить сколько будет получать проект завершающей стадии, при этом можно усреднять показатели. Доходность же клиента берется в зависимости от средней доходности от привлечения 1 клиента -от дохода от клиента вычитаются траты на его привлечение.
Есть еще несколько методов оценки стоимости стартапов, которые зависят от оценки различных критериев и показателей. Желательно взять несколько методов и попробовать оценить и сравнить результаты. Выбирайте различные подходы, как рассматривать с точки зрения имущества, доходности, так и делать сравнительные анализы подобных проектов, в результате вы сможете найти реальный подход для себя и правильно проанализировать перспективы.

Автор: Night.
Все права на статью принадлежат: http://antimmgp.ru
Копирование строго запрещено.