Нацбанк РБ сегодня, 4 августа, заявил о решении снизить с 17 августа ставку рефинансирования с 20% до 18% и ставки предоставления ликвидности с 25% до 23%. Ставка изъятия ликвидности останется на прежнем уровне – 13%. Это уже четвертое понижение ставки с начала года, когда она находилась на уровне 25%.
Нацбанк РБ сегодня, 4 августа, заявил о решении снизить с 17 августа ставку рефинансирования с 20% до 18% и ставки предоставления ликвидности с 25% до 23%. Ставка изъятия ликвидности останется на прежнем уровне – 13%. Это уже четвертое понижение ставки с начала года, когда она находилась на уровне 25%.
Свое решение белорусский регулятор объясняет замедлением инфляции до 12,1% (при планах на конец года не более 12%), улучшением ситуации с платежным балансом (без учета торговли энергетическими товарами и минеральными удобрениями, на отрицательную динамику которой влияют мировые цены, а не уровень ставок), улучшение ситуации на депозитном и валютном рынках.
Действительно, начиная с весны, на валютном рынке преобладает чистая продажа валюты как предприятиями, так и населением, а на рынке рублевых депозитов постепенно увеличивается доля долгосрочных безотзывных вкладов, что уменьшает и без того невысокую вероятность набега вкладчиков на банки.
Вместе с тем, буквально на днях АКФ ЕАЭС (как кредитор Беларуси) и МВФ (как потенциальный кредитор), не сговариваясь, высказали обеспокоенность высокими темпами смягчения монетарной политики в Беларуси. По их мнению, это создает риски для финансовой стабильности и состояния текущего счета на фоне все еще высоких девальвационных и инфляционных ожиданий.
Кроме того, вызывает беспокойство и структура депозитов населения. Доля валюты уже превысила 80%, а снижение ставок по рублевым депозитам неизбежно приведет к еще большей долларизации вкладов. В этой ситуации у Нацбанка РБ остается все меньше рычагов для воздействия на широкую денежную массу, а денежно-кредитная политика становится менее эффективной.
Решение по ставкам, скорее всего, результат победы лобби реального сектора экономики. Проблема, однако, в том, что широкий пласт неэффективных и хронически убыточных госпредприятий не спасет снижение стоимости заемных ресурсов на 2 п.п., при этом возникают серьезные риски для выделения АКФ ЕАЭС третьего и последующих траншей кредита, а также для переговоров с МВФ по новой кредитной программе.

Ссылка на оригинал статьи